Русский язык, 5-А класс
Учитель: Пронь Юлия Алексеевна
Тема : «Речевой этикет»
Цель урока:
- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;
- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;
- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.
Ход урока:
І. Организационный момент (3 мин).
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІ. Объяснение нового материала.
Запись даты и темы урока.
- Открываем тетради и аккуратно записываем дату и тему урока.
Тема сегодняшнего урока «Правила этикета».
Быть вежливым - одно из правил этикета. Посмотрите внимательно на доску и скажите, где ребята ведут себя не по правилам этикета. (На доске развешены картинки с различными ситуациями)Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться.
- Работа с классом
– С чего чаще всего начинается любое общение?
С этого и я начала урок с вами.(С приветствия)
– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
– Какие вы ещё знаете слова приветствия? (Добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет)
Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.
2.Словарно-орфографический диктант.
До св_дания, п_жалу..ста,
изв_ните,
сп_сибо, здра_ствуйте,
Придумайте предложения с волшебными словами
- ИграЭто я, это я, это все мои друзья
Как часто в школе мы забываем не только вежливые слова, но и правила поведения. И сейчас я это проверю. Если вы поступаете так как я вам прочитаю вы соглашаетесь и говорите волшебные слова Это я, это я, это все мои друзья
Кто заходя в школу со всеми вежливо здоровается?
Кто на уроках кричит как можно громче, чтобы учитель услышал?
Кто встоловую бежит первым, чтобы не опоздать?
Кто уступает дорогу старшим и маленьким детям?
Кто внимательно слушает учителя и делает домашнее задание?
- Работа у доски .
К словосочетаниям, которые находятся в правой колонке подобрать словосочетания с левой колонки так, чтобы получились пословицы.
- Доброе слово
|
язык не усохнет.
|
- Ветры горы разрушают,
|
и кошке приятно.
|
- От доброго слова
|
железные ворота откроет.
|
- Доброе слово
|
слово народы подымает.
|
5.Физкультминутка.
6.Работа в тетрадях.
С одной пословицой на выбор составить предложение.
III. Повторение пройденного материала.
1.Разыграйте речевую ситуацию по парам. Используйте « Вежливые слова»:
- Как обратиться к продавцу и узнать, поступил
ли новый номер журнала «Трамвай»?
- Обратитесь к прохожему и узнайте, как доехать до озера Чистого.
- Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с
незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли
поздороваться и тебе?
- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у
передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с
ними, а если надо, то как это сделать?
- Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?
- В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Наталья Ивановна!»
ІV. Подведение итогов.
Представьте себе, что вы попали в сказочную страну и находитесь среди сказочных героев.
Кощей бессмертный
Сивка-бурка
Баба-Яга
Золушка
Выберите подходящий для каждого героя комплимент. Устно составьте предложения с обращениями, используя подходящий комплимент.
1)Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА
2)Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ
3)Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.ЗОЛУШКА
4)Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. Сивка-БУРКА
Молодцы, вы научились делать комплименты!
Возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Составить письменно диалог двох товарищей с употреблением вежливых слов:
5-8 баллов - 6 реплик;
9-11 баллов – 10 реплик.
|